УЧЕБНИК

ЭКОНОМИКА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

учебник для учеников 8-11 классов, интересующихся изучением экономики
Оглавление
1
Введение и знакомство
Для кого этот учебник?
перейти к главе
2
Что такое Экономика?

Вопрос #1 для всех, кто интересуется экономикой. Но ответа на него - вы не найдете 😎

перейти к главе
3
Деньги
Говорим экономика - подразумеваем деньги. Давайте с ними разбираться 💰
перейти к главе
4
Пальцы и полочки для ресурсов
Наконец-то у нас появляются цифры
перейти к главе
5
Долги
Хотите узнать кое что интересного о матрице, в котором мы живем? 💊
перейти к главе
6
Work in progress
тематика будет понятная после завершения второй главы учебника
материал находится в стадии разработки
Доступны первые две главы учебника
О публикации новых глав вы можете узнать на главной странице сайта
Введение и знакомство
для кого этот учебник?
Приветствую тебя, уважаемый читатель!

Предлагаю тебе ознакомиться с основами экономических концепций, которые с огромной долей вероятности пригодятся тебе в “реальной жизни” и предоставят тебе хороший шанс зарабатывать себе на жизнь - интеллектуальным трудом

Под “реальной жизнью” наша команда понимает трудовую деятельности за рамками учебного заведения (школы, колледжа, ВУЗа и т.п.)

Данный учебник ориентирован на учеников старших классов российских школ, которые, что очевидно, только начинают приближаться к “реальной жизни”. Значительная часть вашей текущей трудовой деятельности связана с процессом образования в школе (надеемся - вы активно в нем участвуете и даже получаете удовольствие!). При этом, как показал наш опыт - ученики старших классов при наличии мотивации могут осваивать базовые экономические концепции, которые используются в “реальной жизни”; в “реальной экономике”

Материал учебника не содержит страшных математических формул и тайных экономических терминов. Весь материал изложен на обычном русском языке с применением элементарной логики повествования. Для освоения материала достаточно базового школьного образования (7 класс и старше), внутренней мотивации и интереса к изучению изложенного в учебнике материала

По замыслу нашей команды авторов - освоение материала данного учебника уважаемым читателем/учеником приведет к следующим позитивным изменениям в его жизни

Он:

1. Повысит уровень осведомленности об окружающей нас экономике

2. Повысит уровень уверенности в вопросах взаимодействия с окружающей нас экономикой

3. Разовьет (нет предела совершенству) навык системного мышления

4. Освоит универсальные методы анализа сложных систем и работы с большими объемами данных

5. Получит опыт и разовьет навык уверенно осуществлять профессиональные экономические расчеты

6. Получит опыт и разовьет навык создания слайдов профессиональных экономических и бизнесовых презентаций

7. Прочее :)

Учебник написан командой профессионалов, имеющих опыт работы как в бизнесе, так и в образовании

P.S. Позже мы покажем и докажем, что образование по факту - это тоже бизнес, но на старте нашего знакомства с уважаемым читателем - оставим такую формулировку :)

Итак - начинаем наше знакомство с “реальной экономикой”
глава #1
Что такое экономика?
Вопрос #1 для всех, кто интересуется экономикой. Но ответа на него - вы не найдете 😎
Общепринято и разумно начинать изучать любую предметную область со знакомства с определением (содержанием понятия) этой предметной области

В нашем случае нам следовало дать определение понятия “экономика” или, другими словами - дать ответ на вопрос “что такое экономика”?

Но - мы этого делать не будем, пока

Мы подглядели данный хитрый ход у математиков в их “Основах теории множеств”, которая начинается с трех ключевых понятий:

1. Множество

2. Объект

3. Отношение принадлежности (объекта к множеству)

Каково же было наше удивление, когда математики нам заявили, что они ввели данные понятия, но строгих официальных определений в математической академической среде - не существует! Они положили три данных понятия в основу/фундамент “теории множеств” и на их основе уже ведут свои строгие логические математические изыскательные работы

Нам такой ход очень понравился и мы решили утащить его в экономику.

Согласитесь - на уровне мышления, равно как и воображения - мы с легкостью сможем совершить конкретные операции по тематике множеств, опираясь на три озвученных базовых понятия из теории множеств

На уровне мышления мы можем выдать следующие умозаключения:
  1. Курица - птица
  2. Дом - не птица
  3. Женщина - человек
  4. И т.п.
На уровне воображения мы вполне себе можем представить, а затем и схематически отобразить - следующую картинку

Экономика для школьников
Так вот это мы к чему, уважаемый читатель?

К тому, что давать определение экономики - мы не будем (но в последующих главах мы изложим наше интуитивное понимание ее). Ограничимся лишь тезисом, что экономика - существует

Если кто засомневался - подойдите к любому человеку вашего возраста и старше и задайте простой вопрос

- Экономика России существует?

Идем дальше и конкретней - то, что вы читаете данный учебник - это тоже экономика, при чем - России. Даже учебник сам по себе - является частью экономики России. Объяснение/доказательство данных тезисов - раскроем позже

А пока - двигаемся дальше

Как у математиков любое непустое множество начинается с первого объекта - когда на земле появилась первая курица (из чего она появилась - до сих пор точно никто сказать не может), так и первая на нашей планете экономика возникла с первого акта обмена ресурсами между двумя людьми

Экономика для школьников
Скорее всего - это были два австралопитека Егор и Геннадий

У Егора была целая курица, а у Геннадия - было одно куриное яйцо (может и больше, мы этого не знаем, но в сделке - участвовало только одно куриное яйцо). Где-то в полдень (был обеденный перерыв в охоте на мамонтов) они встретились на солнечной полянке (электричество же тогда еще не изобрели) и обменялись - Егор стал счастливым обладателем куриного яйца, а Геннадий - таким же счастливым обладателем целой курицы

Обратите внимание, что Егор с Геннадием к тому моменту еще не догадались придумать такую полезную штуку в экономике как - деньги. Поэтому им пришлось провернуть сделку в натуральной форме - товар обменяли на товар

Кстати - подобный вид сделок (без денег) в экономике принято называть бартерным обменом или просто - бартером

Важно отметить, что на том месте, где состоялась первая сделка на планете земля впоследствии отгрохали огромный торговый молл с кучей мелких магазинов, фуд кортами, кинотеатрами и даже с крытым ледовым катком, на котором можно кататься даже летом. А тысячи ежедневных сделок проходят в нем уже не в бартерной форме - покупатели товаров и услуг прикладывают странные пластиковые прямоугольники к странным светящимся ящикам продавцов, которые издают пикающие звуки

Егор с Геннадием таких технологий конечно же не успели застать - ведь сфера здравоохранения тогда еще не зародилась

Сделки в экономике

Хоть мы и не дали определения экономики, но, проделав мыслительный эксперимент мы можем со всем своим подростковым максимализмом смело заявлять, что мы знаем - без чего точно не будет экономики

Экономики не будет без сделок

Раз мы ввели новое понятие - давайте дадим ему определение
Сделка - это процесс обмена чего-либо на что-то между двумя и более сторонами
Обратите внимание на последнее слово - “сторона”. Используется понятие “сторона” с более широким содержанием, в которое могут включаться не только люди (Егор с Геннадием), но и компании, организации, государство (кстати - надо не забыть заплатить налоги за 2024 год, а то НГ уже близок)

Теперь давайте разберемся с “чего-либо”, которым мы меняемся в сделке

“Чем-либо” в сделке может выступать лишь две категории - товары и(или) услуги

Мы ввели еще два новых понятия, различие между которыми интуитивно очевидно, но мы все же позанудствуем и детализируем
Товар - что-то материальное
Услуга - что-то нематериальное
Объединяют товар и услугу общее важное свойство - они представляют ценность для стороны сделки (покупателя) товара и(или) услуги

Ценность - одно из фундаментальных понятий в экономике. Поэтому - давайте дадим определение
Ценность - что-то важное, значимое (для кого-либо)
У Геннадия был бизнес-план по разведению куриц - поэтому он выменял ее у Егора. А Егор хотел сделать себе гоголь-моголь на обед, а времени ждать - пока его курица снесет яйцо - не было (горели дедлайны по проекту “Охота на мамонта”) - поэтому он и принял решение выменять себе яйцо в обмен на курицу

Ценность - не всегда материальна

В нашем первом примере с австралопитеками Геннадием и Егором мы, в качестве наглядной умозрительной иллюстрации использовали обмен материальных ценностей (ресурсов; товаров) - куриное яйцо и курицу. Они материальны, их можно потрогать, их можно увидеть, в конце концов

Рассмотрим такой пример - уличный фокусник демонстрирует свою магию случайным прохожим, оказавшимся рядом с его местом выступления

Экономика для школьников
Те прохожие, которые заинтересовались его выступлением - останавливаются и становятся активными участниками магического шоу, создаваемого уличным фокусником

Скажем спасибо уличному фокуснику, ведь благодаря его таланту и труду в нашей выдуманной состоялась еще одна сделка

Вспомним наше определение сделки

Сделка - это процесс обмена чего-либо на что-то между двумя и более сторонами

Наши стороны сделки в данном случае - уличный фокусник и случайные прохожие

Чем же ценным обмениваются стороны нашей сделки?

Самый очевидный и простой вариант ответа на этот вопрос, что прохожие “получают в рамках сделки фокусы” или, что прохожие “получают услугу в виде фокусов” от уличного фокусника

Ответ махрового чиновника, но никак не экономиста!

Давайте рассуждать логически и рассмотрим поведение прохожих

Все они идут/движутся по улице с какой-то целью - кто-то идет в гости, кто-то в магазин, кто-то на работу и так далее

С точки зрения здравого смысла и накопленного житейского опыта смеем предположить, что вряд ли в толпе прохожих найдется более одного человека, который изо дня в день целенаправленно ходит по улицам города, чтобы “получить услуги уличного фокусника”

Но люди останавливаются и наблюдают за фокусами (не важно сколько по времени - важен факт “потребления услуги в виде фокуса”)

Поставим финальный ключевой вопрос в рамках данного примера - какую же ценность в итоге получает сторона сделки - прохожий?

Полагаю, мы не сильно ошибемся если предположим, что прохожий получает эмоции!

Вспомните свои впечатление и возникающие от каких-либо фокусов эмоции - восторг! восхищение! радость! удивление! изумление!

Эмоции - нематериальны, но при этом они - ценны!

А какие же ценности получает другая сторона сделки - уличный фокусник?

Ключевая ценность для него - это внимание публики

Внимание каждого человека принадлежит исключительно ему и если вам (как второй стороне сделки) удается заполучить его внимание, то это будет тем самым “чем-либо”, которым мы обмениваемся в рамках сделки

Недаром в повседневной жизни в экономике фраза “уделите внимание” (в различных вариациях) достаточно часто используется при взаимодействии между людьми

Без внимания публики (обратите внимание - прохожие уже превращаются в публику) уличный фокусник не сможет получить от нее следующей ценности - проявления ее эмоций по отношению к процессу и результата своего труда, связанного с магией
Экономика для школьников
Также ценностью для фокусника в данном примере является отточка своего магического мастерства, проверка степени востребованности и эмоциональности различных фокусов из своего арсенала на живой аудитории

Надеюсь - нам достаточно дотошно удалось разобрать пример со сделкой между уличным фокусником и прохожими и на примере показать, что в экономике существуют сделки между сторонами с обменом исключительно нематериального “чего-то” на “что-то”

Ярким примером сделок, в которых нам подают эмоции, является любая видеореклама. Майонез из яиц счастливых куриц сделает нашу трапезу - более уютной, освежающий газированный напиток - вдохновит нас на новые победы, а новая косметическая линейка продуктов для девушек - сделает их более уверенными в себе. И так далее

Вернемся к нашему уличному фокуснику

Если у уважаемого читателя-ученика возникнет вопрос-возражение относительности нематериальности сделки - “а как же шляпа фокусника, всякие карты и прочие элементы реквизита? - они же материальны”

Шляпа, магические карты, заяц из шляпы и прочее - это лишь материальные средства для оказания услуг в области уличной магии. Это материальные ресурсы фокусника, которые он использует для создания нематериальной ценности для другой стороны в рамках рассматриваемой сделки

Если бы фокусник торговал или дарил волшебные шляпы, карты и прочие материальные вещи, то да - в сделке бы присутствовал факт передачи материальных ценностей, но в нашем умозрительном примере такого - нет

Читая данный учебник - вы тоже становитесь участником нашей с вами сделки

Вы - тратите свое время и внимание на изучение результата нашего труда (то, что ценно для нас), взамен - в вас растет степень экспертности в области экономики, ваша уверенность в ней и много другое, что мы перечислили в самом первом разделе данного учебника

А где же деньги?

Мы намеренно не затрагивали тему денег в экономике в данной главе (про деньги в экономике - будет следующая глава), чтобы уважаемый читатель-ученик получил шанс ознакомиться с одной из базовых основ любой экономики - сделками. Понять, что они могут быть и полностью нематериальными, но при этом в них все равно происходит обмен ценностями между сторонами

В качестве самостоятельной работы мы предлагаем выполнить следующее упражнение - нарисуйте таблицу с 10 строками-сделками (пример - ниже) - и заполните ее. Важное условие - сделки должны быть из вашей практики, из вашего опыта (М - материальные ценности, Н - нематериальные ценности)

Экономика для школьников
Как только таблица будет заполнена - крайне рекомендуем обсудить ее с родителями, учителем или одноклассниками

Должен получиться очень интересный диалог

Экономика чего-то

Один из финальных тезисов данной главы заключается в том, что экономика - она экономика всегда чего-то!

  • Экономика человека - сделки, в которых он участвует
  • Экономика школы - сделки, в которых участвует школа, и которые осуществляются на ее территории
  • Экономика города - можете самостоятельно дать определение, проведя аналогию с экономикой школы
  • Экономика страны - также можете самостоятельно дать определение и сформировать свое понимание по данной тематике
  • Мировая экономика - ход мысли уже понятен?

С точки зрения практики - не бывает экономики просто так (экономики не чего-то), равно как и не бывает сделок без сторон сделки (не бывает сделок в вакууме)

Цепочки сделок - ДНК экономики

На уроках биологии многие из вас проходили такую тему как ДНК

Насколько мы, как экономисты, помним, то ДНК - это такая молекула, содержащая и передающая важную генетическую информацию о составе и строении всех белков, необходимых для функционирования организма

Визуально ДНК изображается следующим образом

Экономика для школьников
Такая цепочка из связанных между собой элементов (вроде бы эти элементы - это гены, но это - не точно; мы же - экономисты)

Так вот - глядя на эту цепочку, экономисты видят в ней последовательность связанных сделок в экономике, которая, как и организм - также функционирует

Важно отметить, что при описании и рассуждении об экономике экономисты не гнушаются использовать метафоры
Метафора - это слово или выражение, потребляемое в переносном значении (с другого слова или выражения на основе общего признака)
Так вот - понятие ДНК достаточно часто используется применительно к экономикам различных организаций и даже стран

Экономисты используют следующие полезные свойства:

  1. ДНК - содержит критически важную информацию о функционировании организма (а экономика - тоже функционирует)
  2. Образ ДНК - геометрически и образно понятная для восприятия цепочка из последовательных элементов
Используя метафору ДНК давайте познакомимся с финальным фундаментальным экономическим понятием в данной главе - цепочка создания ценности в экономике

Цепочка создания ценности - это последовательность связных сделок в экономике, в которой на каждом последующем этапе создается бОльшая ценность, чем на предыдущих (как правило)

Простейший пример - создание (появления) хлеба в экономике
  1. Владелец земли сдает ее в аренду крестьянину
  2. Крестьянин выращивает зерно и поставляет его мукомолу
  3. Мукомол из зерна изготавливает муку и передает ее пекарю
  4. Пекарь, используя муку и воду готовит тесто
  5. Пекарь, используя тесто - выпекает хлеб
Экономика для школьников
Все участники цепочки создания хлеба остаются сытыми и не умирают с голоду, потому что за счет цепочки связных сделок (и труда) в экономике с четырьмя участниками в конце цепочки появляется еда - хлеб (представляющий ценность для всех четырех человек)!

Теперь оглянитесь вокруг и возьмите в руки любой предмет, созданный человеком (не природой)

Так вот - чтобы данному предмету выпала судьба попасть в ваши руки - в экономике, которая нас окружает и в которой мы живем, была на практике реализована как минимум одна цепочка создания ценности (по аналогии с хлебом)

РЕЗЮМЕ ГЛАВЫ #1

В первой главе нашего с вами учебника, уважаемый читатель-ученик - мы начали знакомство с экономикой с мыслительного эксперимента про наших новых друзей австралопитеков (скажем спасибо за помощь Геннадию и Егору) - прародителей современной экономики, в которой мы с вами живем

Сделали хитрый ход - и не стали давать определения понятию “экономики”.
Вместо этого мы акцентировали внимание на ключевой компоненте любой экономики - сделке. Мы предлагаем мыслить в логике - не будет сделок - не будет и экономики

При этом мы также заявили, что экономика - она всегда “экономика чего-то” - человека, семьи, школы, города, страны и т.п.

Отдельно хотим обратить ваше внимание на следующие методические ходы, и и расставленные нами акценты при начальном знакомстве

В первой главе про экономику мы сделали ряд нестандартных ходов по сравнению с традиционными (распространенными) учебниками по экономике для школьников:

1. Мы сознательно убрали за скобки такую сущность как - деньги

2. Не выполняли никаких расчетов

3. Мы сфокусировались на начальном разборе внутренней логики такой важной в экономике сущности как - сделка

4. В конце концов мы рассмотрели такое фундаментальное понятие в экономике как - ценность

5. На примере с уличным фокусником мы показали, что в экономике существуют сделки, включающие в себя обмен между сторонами исключительно лишь нематериальными ценностями

6. В заключении мы ввели новую сущность в экономике - цепочку создания ценности (связную последовательность сделок). Многообразие реализуемых на практике цепочек создания ценностей по сути формирует экономику страны
Ключевые понятия Главы #1
1
Экономика - не существует четкого определения (как у математиков с теорией множеств)
2
Сделка - процесс обмена чего-либо на что-то между двумя и более сторонами
3
Бартер - безденежная сделка (например - обмен товара на товар)
4
Ресурс - средство для достижения цели
5
Товар - что-то материальное; предмет обмена в рамках сделки
6
Услуга - что-то нематериальное; предмет обмена в рамках сделки
7
Ценность - что-то важное; имеющее значимость (для человека, организации, страны и пр; для субъекта)
8
Эмоции - одна из нематериальных ценностей в экономике
9
Метафора - слово или выражение, потребляемое в переносном значении (с другого слова или выражения на основе общего признака)
10
Цепочка создания ценности - последовательность сделок (и производственных операций), результатом которой является готовый к употреблению/использованию продукт или услуга (ДНК экономики)
Упражнение для закрепления материала Главы #1:

Нарисуйте и заполните таблицу с 10 различными сделками, указав стороны каждой сделки и получаемые ценности каждой стороной (материальные и нематериальные)
глава #2
Деньги. Начало
В предыдущей главе мы разобрались с базой любой экономики - со сделками

Теперь давайте разберемся с таким изобретением человечества, которое значительно упростило реализацию сделок в экономике - с деньгами

Деньги - одновременно и простая тема, и сложная

Простота денег заключается в том, что все мы с ними сталкивались и сталкиваемся каждый день. Каждый из нас имеет огромный жизненный опыт использования денег в экономике

Сложность темы денег заключается в том, что за ними стоит сложная система (важный термин - определение в конце главы) с кучей причинно-следственных связей, параметры которой постоянно меняются во времени

При профессиональном погружении в тему “денег” на старте необходимо задаться двумя ключевыми вопросами:

  1. Что такое деньги?
  2. Откуда берутся деньги?

Крайне рекомендуем тебе, уважаемый читатель-ученик, задать данные вопросы своим родителям, а также - школьным учителям

Ответы на эти вопросы как минимум интересны тем, что, как и с экономикой - не существует однозначно правильного ответа на эти вопросы

Например - даже большинство профессиональных экономистов не до конца понимают природу возникновения ряда видов денег, которыми мы пользуемся в своей повседневной жизни

Хорошая новость заключается в том, что экономистами хорошо изучены функции денег, которые, в свою очередь - и помогают экономике функционировать

Давайте вернемся в прошлое и вспомним наших друзей-австралопитеков - Егора и Геннадия, которые совершили первую в мире сделку, тем самым запустив глобальную экономику

Шло время, Егор и Геннадий уже пошли на повышение - стали питекантропами. А питекантроп - это не какой-то там вам австралопитек - питекантроп может организовать себе уже более интересную жизнь

Технический прогресс не стоит на месте, и в жизни Егора и Геннадия появились палки и камни, используя которые они научились добывать ягоды, грибы и шкурки животных
Экономика для школьников
Внимательный уважаемый читатель-ученик конечно же спросит - а куда же делась курица и куриные яйца?

Отвечаем - курица куда-то убежала (заборов же тогда еще не изобрели), но хорошая новость заключается в том, что она оставила после себя 40 куриных яиц - по 20 каждому питекантропу в нашей экономике

Со временем 40 куриных яиц окаменели и превратились в первые безделушки питекантропов - такие гладкие камни одинаковой формы
Экономика для школьников
Мы помним, что у Егора с Геннадием выстроилась богатая история взаимовыгодного обмена ценностями. Увеличив количество используемых и потребляемых в своей деятельности товарных позиций (палочка, камень, ягода, гриб, шкура) они также решили продолжить практику взаимовыгодного обмена (сделок)

Насколько мы помним - первая сделка у питекантропов была обмен - ягод Геннадия - на грибы Егора

У Геннадия в тот момент было 20 ягод, а у Егора - 10 грибов. Геннадию хотелось отведать грибов (помимо ягод), а Егору - ягод (помимо грибов)
Экономика для школьников
Посмотрели они в тот момент на кучки своих припасов и задались вопросом - а в каких количествах им производить обмен?

Одна ягода - на один гриб? Как-то интуитивно не сильно равноценный обмен будет

Пришлось им немного почесать свои питекантроповские головы (знаете - вот когда пальцы вертикально и чешется самая макушка головы) и пришли они к решению - обменяться половина на половину из имеющихся у каждого питекантропа запасов

Разделили они свои кучки с ягодой и грибами ровно пополам - и обменялись кучками
Экономика для школьников
Таким образом и Геннадий и Егор оказались владельцами одинакового сбалансированного продуктового набора, содержащего по 10 ягод и 5 грибов

По результатам этой сделки питекантропы ввели в экономике первый обменный курс - ценность одного гриба была определена (равна) как ценность двух ягод
Обменный курс - пропорция, по которой одна ценность обменивается на другую
Впоследствии Геннадий и Егор продолжили менять каждую из 5 позиций у одного (ягоды, грибы и т.д.) на 4 позиции у другого (ягоды на ягоды менять как-то не очень умно - согласитесь?)

По каждой паре в обмене они договаривались об обменном курсе. Например: одна шкурка - это 10 палочек, а одна палочка - это половина ягодки и т.д.

Таким образом Геннадий и Егор в рамках своих 5 товарных позиций установили 20 различных комбинаций обменных курсов (палочка - ягоды, палочка - камень и т.д.)

Результаты установленных 20 обменных курсов по 5 товарным позициям они высекли в одной из своих пещер в виде наскального графа
Экономика для школьников
Уже во время высечения данного наскального графа у Егора закрались нотки сомнения, что получается какая-то слишком замороченная система связей в духе “всех-со-всеми” (кроме ягод с ягодами)

Как минимум - такой граф из 20 ребер (отношений) сложновато запомнить питекантропам (не говоря уже об отсталых австралопитеках), как максимум - что-то подсказывало (даже Геннадию), что при росте товарных позиций - сложность данной системы будет расти в геометрической прогрессии (геометрии тогда еще не было, но интуитивно питекантропы уже начинали что-то подразумевать)

Посудите сами - только при 5 товарных позициях количество связей составляет 20 (5х4)

При 10 товарных позициях - количество связей составит 90 (10х9)

При 100 товарных позициях - 9.900 связей (100х99)

При 1.000 товарных позициях - 999.000 связей (1000х999)

Конечно же - это была бы хорошая зарядка для ума и упражнение для предотвращения ранней питекантроповской деменции, но - не лучшее решение для их экономики

Одна сделка в данном случае могла бы проходить часами или днями (если вообще бы могла) - поскольку им необходимо было бы вспоминать и перебирать практически все возможные варианты обменов (мне нужны ягоды - на что лучше их выменять? на палки, шкуру, грибы и т.п.)

Можно ли упростить систему?

Где-то полгода Геннадий с Егором практически каждый день менялись палками, камнями, ягодами, грибами и шкурами по 20 различными обменным курсам в различных объемах. При каждой сделке им приходилось бегать в пещеру и смотреть на высеченный наскальный граф с 20 обменными курсами

Пока в один день (кажется - это был вторник) Егору, измученному сложностью системы обменных курсов, не пришла в питекантроповскую голову светлая идея - выбрать один единственный товар для обмена в сделках и установить обменный курс каждой товарной позиции только для одного того самого “универсального товара” (а не для всех-со-всеми)

В целом, Геннадий идею Егора о товаре-общем знаменателе для обменных курсов - поддержал. Осталось договориться и решить - какой же товар должен выступить в такой роли

Егор предлагал камни, Геннадий - палки

Так они спорили около недели, но все никак не могли договориться. Аргументы и того и другого в споре были примерно одинаковы - что, как палки, так и камни - один и другой могут примерно сколько угодно насобирать/найти - и тогда сделки обмена на палки/камни в таких условиях - будут не очень-то и честными (справедливыми)

Их спор мог бы безрезультатно продолжаться вечно

Но тут, однажды вечером в четверг, утомленный спором Егор наткнулся в чулане своей пещеры на…
Экономика для школьников
“Эврика!” - Воскликнул Егор! (у питекантропов еще не было ванн - поэтому их удел был кричать “Эврика” лишь из чуланов пещер)

На вопли Егора прибежал Геннадий, которому тут же была изложена новая идея Егора о том, чтобы использовать в качестве универсального товара для определения обменных курсов всех товаров - окаменевшие куриные яйца (далее - ОКЯ)

Аргументы были следующие:
1. У каждого из них - по 20 ОКЯ
2. Вроде как больше в их экономике не предвидится появления новых ОКЯ
3. Сами ОКЯ не обладают какой-либо ценностью в быту (пылятся себе в чулане пещеры)

После недолгих дискуссий и работы с возражениями Геннадия - предложение Егора было принято единогласно (2 голоса их 2х)

Также стороны договорились о следующих фиксированных обменных курсах на ОКЯ
Экономика для школьников
Как видим - наименее ценными стороны посчитали ягоды (1 ОКЯ), а самыми ценным товаром считалась шкурка (10 ОКЯ)

После того как данный прайс-лист был высечен в пещере в виде наскального прайс-листа рядом с наскальным графом с 20 связями - Егор с Геннадием наглядно и физически убедились, что данное решение способно значительно упростить им процесс обмена (проведения сделок между собой)

Также, стало очевидным, что добавление в товарный ассортимент 6го и далее n-го продукта для обмена - не влекло бы роста сложности правил обменной системы в геометрической прогрессии (в противном случае - нужно было бы устанавливать обменный курс нового n-го товара на предыдущие n-1 товары).
При появлении новой товарной позиции для обмена достаточно было бы установить и согласовать между сторонами соответствующее количество ОКЯ для обмена нового товара

Как уже догадался наш догадливый и уважаемый читатель-ученик, установив обменные курсы всех товаров к одному (ОКЯ), наши друзья питекантропы тем самым создали первые деньги

Хотя мы пока и не знаем точно - что такое деньги, но мы нашли их первую функцию - мера стоимости
Экономика для школьников
Внимательный уважаемый читатель-ученик конечно же сразу обратил внимание, что какой-либо письменности у питекантропов еще не было - поэтому они и не могли использовать (высекать на стене пещеры) цифры

Конечно же первый прайс-лист у питекантропов выглядел в точности вот так:
Экономика для школьников
Установив обменный курс на каждый товар в ОКЯ, который в дальнейшем Геннадий и Егор высекли на стене в пещере, питекантропы по сути создали первые ценники, которые и по сей день каждый из нас может видеть в любом магазине

Геннадий и Егор даже испытали определенное питекантроповское интеллектуальное удовольствие, поскольку такое нововведение с “ценниками” даже визуально сильно облегчало им жизнь, связанную с обменом товарами. Ну и конечно же к ним пришло понимание, что такое изменение в правилах обмена между ними - в будущем сэкономит им уйму времени. Они по этому поводу даже придумали присказку “время - ОКЯ” (слово “деньги” они придумают лишь многие годы спустя)

После того, как ценники на товары были установлены - Егор и Геннадий совершили первую историческую сделку. Немного побаиваясь своего нововведения, они решили начать с малого - купить друг у друга ягод и грибов в строгом соответствии с первым в мире прайс-листом

Геннадий заплатил Егору 1 ОКЯ - физически отдал ему окаменевшее куриное яйцо и взамен получил одну ягоду

В свою очередь Егор - заплатил Геннадию 2 ОКЯ (также физически отдал два окаменелых куриных яйца) и получил взамен один гриб

Совершив две первых сделки (обмена) при помощи денег - Егор с Геннадием открыли для себя вторую функцию, которую выполняют деньги - средство платежа (расчетов)
Экономика для школьников
Физически ОКЯ также оказалось очень удобным инструментом - оно не портилось, было относительно легким и занимало крайне мало места в пещере

Изобретение денег (в виде ОКЯ) оказалось настолько удачным, что все последующие годы Геннадий с Егором совершали сделки между собой используя исключительно ОКЯ - использовали ОКЯ в качестве средства (инструмента расчетов)

Важно отметить, что сделки с ОКЯ не исключали хороших добрососедских отношений между Геннадием и Егором. На дни рождения и другие праздничные даты - они безвозмездно обменивались подарками, равно как и безвозмездно помогали друг другу в трудные моменты питекантроповской жизни

Также отметим, что цены в ОКЯ не были фиксированными на веки вечные. Они менялись в зависимости от количества добываемых ресурсов Геннадием и Егором. Например - в неурожайные годы цены на ягоды и грибы росли, иногда грибы были даже дороже шкур (шкур было много, а еды мало и хотелось есть). В общем - цены колебались в зависимости от количества ресурсов. Те ресурсы, что были в избытке торговались по меньшим ценам, чем те, в которых питекантропы испытывали недостаток (дефицит ресурсов)
Дефицит - недостаток чего-либо
В один момент их совместной торговли даже случилась следующая ситуация
Экономика для школьников
Все деньги мира (40 ОКЯ) оказались у Геннадия, а Егор - остался без денег, но зато его пещера были битком забита физическими (материальными) ценностями - ягодой, грибами, шкурками, палками и камнями

Столкнувшись с такой ситуацией Егор осознал третью полезную функцию денег - они являются хорошим средством накопления

Например в сложившейся ситуации - Егору разумно обменять часть портящихся ресурсов (ягоды и грибы) на ОКЯ (тем более Геннадию - надо же что-то есть).

Таким образом, при помощи ОКЯ Егор сможет сохранить (накопить) имеющиеся у него в данный момент ценности

Функции и свойства денег. Итог

Итак, в нашем умозрительном эксперименте мы выявили три ключевых функции денег
  1. мера стоимости - за счет денег удобно устанавливать обменный курс (цену) на любой товар и услугу
  2. средство платежа (расчетов) - деньгами удобно рассчитываться; они являются универсальной ценностью для обмена в любой сделке
  3. средство накопления - деньги являются инструментом для накопления эквивалента ценностей, полученных стороной по результатам сделок в экономике
Мы разобрались с функциями денег, но пока мы не ответили на вопрос - что же такое деньги?

Исходя из изложенного в данной и предыдущей главе логически вытекает следующее определение денег
Деньги - что-либо, выполняющее три функции (стоимость, платеж, накопление)
Человечество в своей истории использовало в качестве денег огромное количество различных сущностей - от ракушек - до биткоинов

С развитием информационных технологий деньги приняли нематериальный формат - они стали просто записями в базе данных банков (об этом поговорим в следующей главе)

Среди трех перечисленных функций денег ключевой является - “средство платежа” (расчетов)

В свою очередь ключевым свойством денег является… доверие людей к ним!

Вера человека в конкретную “деньгу”, в то, что в любой момент - сейчас и в будущем - данной “деньгой” можно будет рассчитаться по какой-либо сделке - является фундаментальной основой современных денег

Если в начале своего пути деньги в том числе имели еще и определенную материальную ценность, например - золотые или серебряные монеты, то ценность современных денег основана лишь на вере людей, что ими можно рассчитаться, что они - не обесценятся

Если говорить по-умному, то современные деньги - это фиатные деньги. Такое название происходит от латинского слово fiat - “да будет так”

Очевидным выводом из сказанного является тот факт, что по мере потери доверия людей к какой-либо “деньге” сразу начинается снижаться ее ценность - “деньга” становится невостребованной или же ее покупательная способность начинает стремиться к нулю
Покупательная способность денег - мера ценностей, на которые можно обменять (приобрести) данный вид денег
Следующим важным атрибутом денег является сфера обращения конкретной “деньги”
Сфера обращения денег - то пространство экономических отношений (сделок), в которых конкретный вид денег может использоваться в качестве средства расчетов
Сфера обращения ОКЯ - совместная экономика Геннадия и Егора

Сфера обращения российского рубля - Российская Федерация (как минимум). Все мы живем и трудимся и сфере обращения российского рубля. В качестве иллюстрации - мы не можем рассчитываться в магазинах и транспорте иностранной “деньгой” (доллары, фунты, ЕВРО, тенге и пр.)

По состоянию на 2024 год ключевой “деньгой” на планете Земля являлся доллар США. По различным данным - около 49% международных расчетов (сделок между различными странами) осуществляется при помощи доллара США

Помимо того, что доллар США является аналогом ОКЯ для США, он также являлся официальной валютой в ряде стран (Эквадор, Восточный Тимор, Палау и др.)

Сфера обращения денег не заданная константа на веки вечные - ее можно как расширять, так и уменьшать

Например - до 2022 года при продаже газа другим странам наша с вами страна принимала в качестве средства платежа - иностранную “деньгу” (доллар США, ЕВРО). С 31 марта 2022 года “правила игры” изменились и в качестве оплаты мы принимаем только российские рубли - тем самым случилось то самое увеличение сферы обращения денег

Заканчивая тему сферы обращения денег важно отметить, что по состоянию на начало 2025 года в мире наблюдается устойчивый тренд по снижению сферы обращения доллара США в международных расчетах; переход на расчеты между странами в национальных валютах (российский рубль, китайский юань, индийские рупии и пр.)
Экономика для школьников
Следующим важным аспектом денег является отношение количества денег в экономике к реальным ценностям в экономике, а конкретнее - к количеству сделок в экономике за определенный период (оцененных в деньгах)

Из предыдущей главы мы отлично помним, что экономика - она всегда экономика чего-либо. Как правило деньги - это деньги какой-либо страны (но не всегда). Так вот - важно в голове разделять деньги (как средство платежа; инструмент, упрощающий сделки в экономике) и реальные ценности (товары и услуги)

Просто умозрительно нужно понимать, что количество денег в стране (в определенной сфере обращения денег - так корректнее) и фактическая суммарная ценность созданных и проданных в рамках сделок товаров и услуг - это две разных сущности (но как измерять суммарную ценность товаров и услуг кроме как в деньгах - люди пока не придумали)

Суммарное количество денег в стране принято называть денежной массой
Денежная масса - общее количество всех денег в государстве (в сфере обращения - так корректнее)
В нашей экономике питекантропов денежная масса составляла 40 ОКЯ и была нами зафиксирована (при условии, что Геннадий с Егором не потеряли ни одного ОКЯ)

По данным Центрального банка РФ (про него мы отдельно поговорим) на 1 декабря 2024 года денежная масса РФ составила 111,1 триллион рублей (денежный агрегат М2 - об этом тоже позже поговорим), что примерно на 111,1 триллионов больше количества ОКЯ у наших с вами питекантропов

При этом “сумма всех сделок” в РФ за 9 месяцев 2024 года составила 139 триллионов рублей (ВВП по данным Росстата - об этом подробнее - потом)

Если мы применим данную пропорцию отношения денежной массы к объему сделок к нашей экономике питекантропов, то получим следующее отношение:
  • Денежная масса - 40 ОКЯ
  • Объем сделок за 9 месяцев - на 50 ОКЯ

На рисунке ниже - мы перевели объем сделок в грибы и ягоды (по изначально установленному обменному курсу)
Экономика для школьников
Сопоставляя объем фактической денежной массы и объем сделок в экономике мы выскакиваем на следующий фундаментальный экономический показатель - монетизация экономики страны
Монетизация экономики страны - отношение денежной массы к объему ВВП (Валовый внутренний продукт; грубо - суммы сделок в экономике за год)
Как видим из примера выше про экономику России - денежная масса (111 трлн. рублей) у нас в стране меньше объема сделок (139 трлн. рублей), совершенных за 9 месяцев 2024 года (аналогичная ситуация наблюдалась и многие предыдущие годы)

При этом есть и другие интересные примеры для сравнительного анализа - показатель монетизации экономик Китая и Японии в 2015-2020 годы находился приблизительно на уровне 200%. То есть объем денежной массы в этих странах превышал объем экономик (ВВП) данных стран в 2 раза

Плохо это или хорошо с точки зрения управления экономикой и государством в целом - однозначного ответа нет. Существуют разные мнения на этот счет, а мы, со своей стороны - просто фиксируем и озвучиваем данный факт
Экономика для школьников
Сторонники низкого показателя монетизации экономики считают, что рост денежной массы неминуемо влечет за собой инфляцию (рост цен на услуги и товары)
Инфляция - рост цен на услуги и товары в стране
Сторонники высокого показателя монетизации экономики считают, что бОльшая масса денег стимулирует экономический рост в стране (рост количества сделок)

Повторимся - однозначно истинного ответа на вопрос - сколько денег должно быть в экономике - нет

Да и, честно говоря - быть его не может, потому что экономика любой страны это сложная система, развитие или упадок которой зависит от множества факторов, а не только от размера денежной массы в стране

Заканчивая тему денег в стране (в сфере обращения), важно озвучить финальный параметр денег - скорость обращения денег в стране

Рассмотрим на примере наших питекантропов

У Геннадия и Егора на руках осталось лишь одно ОКЯ. В течение недели Геннадий с Егором каждый день покупают друг у друга ягоды (стоит 1 ОКЯ). В данном примере скорость обращения денег составит 1 раз в день

Кстати, размер экономики питекантропов составит 7 ОКЯ за 1 неделю (7 сделок по 1 ОКЯ)
Скорость обращения денег - средняя частота, с которой денежная единица используется в сделке

Скорость обращения денег, равно как и скорость создания ценностей в экономике - очень очень очень важный экономический показатель

Посудите сами - в нашей жизни есть такой интересный феномен как время

Любая скорость - она про изменение чего-либо во времени. Рассматривая экономику, мы рассуждаем про создание и обмен ценностями (хотя про создание - мы еще не говорили, но - подразумевали :)). Так вот - очевидная мысль, что создание и обмен ценностями происходят в контексте определенного временнОго интервала

Наличие свободных денег (на руках покупателя) в данном контексте прямым образом увеличивает скорости обмена (рост количества сделок в экономике за определенный временной отрезок)

Рассмотрим пример - Геннадий добыл 10 ягод, которые, в свою очередь - очень нужны Егору. При этом у Егора на руках только одно ОКЯ. Стороны могут совершать сделку только один раз в день

Соответственно все 10 ягод Егор сможет купить лишь за 10 дней (в нашем примере, конечно, есть небольшая логическая дыра в виде вопроса - а откуда ОКЯ потом каждый день появляется у Егора? Мы тут поленились допридумывать, а потому - оставляем ответ на этот вопрос уважаемому читателю-ученику :))

Экономика для школьников
В то время, как при наличии в пещере Егора 10 и более ОКЯ - все нужные ягоды Егор смог бы купить в течение одного дня

То есть только за счет наличия большего (нужного) количества денег в экономике питекантропов - размер и скорость их экономики увеличилась бы в 10 раз (1 день против 10 дней с одним и тем же объемом сделок с 10 ягодами)
Экономика для школьников
Ну что ж, уважаемый читатель-ученик - надеюсь мы не сильно напугали тебя сложностью темы денег

Как мы и говорили в самом начале главы - деньги, с одной стороны, простая тема, а с другой - относительно сложная - ввиду большого количества факторов и свойств функционирования самих денег в экономике

При этом мы еще даже и не приступили к рассмотрению такого интересного явления в экономике как - банки :))))

Экономика для школьников
РЕЗЮМЕ ГЛАВЫ #2

Ну что ж, уважаемый читатель-ученик, надеюсь - нам удалось мало-мальски раскрыть тему денег и их роль в экономике страны (и не только)

Нам бы хотелось, чтобы ты осознал и запомнил, что деньги - это в первую очередь инструмент. Инструмент, который упрощает ведение экономической деятельности

Ценность денег в первую очередь определяется их базовыми функциями

Ключевые функции денег:

1. мера стоимости (смотрим на ценники)

2. средство платежа/расчета (ими можно платить)

3. средство накопления (смотрим в свой кошелек и на баланс в интернет-банке)

Помимо универсальных и относительно неизменных функций важно также понимать и помнить, что любая “деньга” функционирует не в вакууме. Любые деньги функционируют в контексте конкретной экономики, в контексте конкретного общества

Данный контекст определяется следующими ключевыми аспектами

Важные аспекты денег в конкретной экономике:
1. степень доверия
2. сфера обращения
3. соотношение количества денег и реальных ценностей
4. скорость обращения денег в экономике

Состояние данных аспектов - может изменяться с очень большой скоростью. Например - в один день может пропасть доверие к определенной деньге (тогда очень страшные вещи в обществе могут начаться). Равно как и может быть изменена сфера обращения конкретной “деньги”

Первые деньги были материальными - бусы, камни, ракушки, монеты и так далее. Хотя мы по прежнему носим в наших кошельках банкноты и монеты, но бОльшая часть денежной массы в России, да и в мире - нематериальна. Подавляющая масса современных денег - это лишь записи в компьютерах (как и школьные оценки в электронных дневниках)

В данной главе мы не ответили на ключевой вопрос, связанный с деньгами - откуда же берутся деньги?

Чтобы полноценно разобраться с данной темой и дать квалифицированный ответ на поставленный вопрос нужно разобраться с кое-какими важными экономическими концепциями - активами и пассивами, а также чуть-чуть заглянуть в Конституцию Российской Федерации (будет интересно)

Этим мы и займемся в следующей главе!
Ключевые понятия Главы #2
1
Деньги - что-либо, выполняющее три функции (стоимость, платеж, накопление)
2
Система - совокупность элементов какого-либо множества и связей между ними
3
Обменный курс - пропорция, по которой одна ценность обменивается на другую
4
Инфляция - рост цен на услуги и товары в стране
5
Денежная масса - общее количество всех денег в государстве (в сфере обращения - так корректнее)
6
Монетизация экономики страны - отношение денежной массы к объему ВВП (Валовый внутренний продукт; грубо - суммы сделок в экономике за год)
7
Сфера обращения денег - то пространство экономических отношений (сделок), в которых конкретный вид денег может использоваться в качестве средства расчетов
8
Скорость обращения денег - средняя частота, с которой денежная единица используется в сделке
Упражнение для закрепления материала Главы #2:

Исходя из понимания, что деньги - это что-либо, что выполняет три функции (мера стоимости, платеж, накопление) подумайте и проанализируйте - в какой степени школьные оценки, выставляемые вам учителями - соответствуют критериям денег. По возможности - обсудите результаты ваших размышлений с родителями и учителями

Также, анализируя свой потребительский опыт, вспомните с каким типом или же аналогом денег (выполняющих частично их функции) вы сталкивались в своей практике. Обсудите результаты своих размышлений и наблюдений с родителями
Глава #3
Пальцы и полочки для ресурсов
Дальше - интереснее
Глава - в процессе создания...
Глава #4
Система и ее состояния
Дальше - интереснее
Глава - в процессе создания...