Заметки об экономике
Заметка #1
ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИКА?

Материал для старших школьников и более старших собратьев по разуму

  • Аналитик Лаборатории экономики и бизнеса
    автор материала

Здравствуй, уважаемый читатель!

Твоему вниманию представляется материал, ознакомление и освоение которого с большой вероятностью может привести к появлению следующих позитивных эффектов для тебя:
  • повысит твое понимание о том, что такое экономика
  • обогатит твой мыслительный арсенал инструментами мышления об экономике
  • повысит твою уверенность в собственных интеллектуальных силах и способностях

Итак - погнали погружаться в предмет

Для начала нужно разобраться с … “экономикой”

“Экономика” - это же просто слово, понятие

Например “Сингулярность” или “Предикат” - это тоже слово, понятие

Но в отличие от “сингулярности” или “предикатом” - с понятием “экономика” в процессе своей жизни сталкивались 99%+ русскоговорящих людей в возрасте от 14 лет и старше - наравне с такими понятиями как “яблоко”, “пенал”, “стул”

Но если в случае просьбы к товарищу - “принеси мне пожалуйста стул” - вы с вероятностью 100% можете быть уверены, что он поймет о чем вы его просите и, вероятно, он принесет вам именно стул (если у него будет доступ к свободному стулу и мотивация вам помочь), то с “экономикой” дела чуть запутанней, туманней

Начнем с того, что “экономику” нельзя принести как “стул”

Итак - у нас с вами родилось первое экономическое знание - фраза “принеси мне экономику” - не имеет смысла (следовательно - не стоит произносить ее в реальной жизни)

Разобрались с мелкой частностью - теперь давайте разберемся с “экономикой” в целом

Когда я сталкиваюсь с непонятным мне понятием - я ввожу его в поисковике и читаю определения понятия

Чтение и поптыка разобраться в различных толкованиях и определениях понятия “экономика” в интернете (и не только) с вероятностью 99% навеет тоску даже на самого мотивированного к просвещению человека

А где тоска - там сразу пропадает мотивация к обучению и саморазвитию

Кроме того - ознакомление с каждым длинным определением понятия “экономика” все больше и больше создает психологический и ментальный эффект, что речь идет о чем-то сложном - уровня квантовой физики, не меньше!

На самом же деле с “экономикой” все просто до безобразия!

Достаточно лишь задать один ключевой вопрос - “Экономика - это про что?”

И ответ будет предельно простым

“Экономика” - это про деятельность

Чуть более развернутый вариант

“Экономика” - это про работу человека в обществе (социуме)

Все вокруг есть экономика)))

Не верите?

Вы помыли грязную тарелку дома - это экономика!
Вы создали новую чистую тарелку (удалили грязь) + потребили немножечко воды (горячей и холодной), израсходовали чуть-чуть моющего средства (вы же с ним моете?) и также уменьшили ресурс губки для мытья

Совершили одну поездку на автобусе - это экономика!
Автобусная организация оказала вам услугу по перевозке вашего тела из точки А в точку Б, а вы заплатили за проезд (ваши расходы и выручка автобусной организации)

Что так все просто? Воскликнете вы… или же - фу какая неинтересная нудятина

Хорошо - давайте рассмотрим более сложный пример - питание в школьной столовой :)

Сперва рассмотрим с позиции деятельности/работы, а потом рассмотрим и с позиции денег (все же говорят “экономика” - подразумевают “деньги”?)

В приведенной табличке все же слова знакомы?

Ничего сложного

Данная табличка - это пример умственного труда экономиста (заметьте - труда/деятельности)

Если вы хотите разобраться в экономике - просто начинайте мыслить в терминах/категориях деятельности/труда и результата

Жизнь — как вождение велосипеда

Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться

Какой-то умный дядька
А теперь - давайте введем в наш пример со школьным питанием деньги! Какая же “экономика и без денег”?

Забиваем в поисковике “школа расходы на питание” и изучаем различные результаты

  • Мне приглянулся следующий - про расходы на питание в школах Петербурга в 2023 году
Имеем следующую фактуру:
  1. Бюджет оплатит питание 240 тыс. петербургских детей (так называемые льготники)
  2. На оплату питания будет потрачено 9 млрд. рублей (как вам такие цифры? Экономика? Экономика!)

При этом, имея данные цифры на руках, мы можем выполнить простейшую, я бы даже сказал - примитивную экономическую операцию - вычислить сколько будет потрачено на питание одного школьника в Петербурге за год

Делим “деньги на школьников (x/y)” - получаем “средний бюджет питания льготного школьника на учебный год” - 37.500 рублей

Углубляясь в конкретику дальше - мы можем посчитать среднюю стоимость одного обеда (в школе же обедают?) для одного школьника

Экономика - это просто и доступно!

Надо лишь иметь мотивацию и интерес… и чуть-чуть уметь считать :)))

p.s. Про “блага”

Один из школьников дал обратную связь на данную заметку, которая заключалась в том, что экономика - это в том числе и про “создание благ”

По этому поводу скажу пару моментов

Первое

Чем короче, чем за счет меньшего количества слов (понятий) вы можете объяснить (себе самому в первую очередь) про какое-либо явление в жизни - тем яснее вы в этом явлении разбираетесь

Чего там “краткость” сестра?

Экономика - это про деятельность (труд)

У труда есть результат (зачастую)

Результат (общественно значимый) без деятельности не возникнет

Труд - первичен

Результат - вторичен (по отношению к труду)

Примеры результатов из заметки:
  1. Чистая посуда в доме
  2. Перевезенные пассажиры на автобусе
  3. Сытые и здоровые школьники

Еще раз - данные результаты были достигнуты за счет деятельности (труда)

Но… :)

Если мы сменим точку зрения - с точки зрения общества - первичен результат :)))

Вася усердно учился, но набрал на ЕГЭ 230 баллов

Петя - не учился, но волею судеб ему повезло и он набрал на ЕГЭ 295 баллов

Компания А активно инвестирует в перспективные IT-технологии, но пока ее выручка составляет лишь 5 миллионов рублей в год

Компания Б занимается обманом населения за счет построения финансовой пирамиды и ее выручка составляет 500 миллионов рублей в год

Это называется диалектика)))

Второе

Про “блага”

Начиная с 2000 года я ни разу не слышал, чтобы кто-либо использовал слово “благо” в реальной жизни, в реальной экономике

Давай проведем тест уровне здравого смысла

Представьте речь министра экономического развития России:

  • В этом году экономика страны произвела благ на 5% больше

Или

  • Нефтяная промышленность страны производит больше благ по отношению к отрасли грузоперевозок

Теперь “опустимся” на уровень конкретного предприятия

Отчет директора завода перед трудовым коллективом завода и его акционерами:

  • Товарищи! В этом году наш завод установил рекорд по объему производства благ! Ура!!!

Что вместо “благ”?

В экономике производится и потребляется две сущности:
  • товар (он же - продукт, продукция)
  • услуга

ВСЕ! Третьего не дано!

При этом “товар” и “услугу” объединяет следующее свойство - они должна обладать ценностью для потребителя, но про это будет уже в другой заметке