Твоему вниманию представляется материал, ознакомление и освоение которого с большой вероятностью может привести к появлению следующих позитивных эффектов для тебя:
повысит твое понимание о том, что такое экономика
обогатит твой мыслительный арсенал инструментами мышления об экономике
повысит твою уверенность в собственных интеллектуальных силах и способностях
Итак - погнали погружаться в предмет
Для начала нужно разобраться с … “экономикой”
“Экономика” - это же просто слово, понятие
Например “Сингулярность” или “Предикат” - это тоже слово, понятие
Но в отличие от “сингулярности” или “предикатом” - с понятием “экономика” в процессе своей жизни сталкивались 99%+ русскоговорящих людей в возрасте от 14 лет и старше - наравне с такими понятиями как “яблоко”, “пенал”, “стул”
Но если в случае просьбы к товарищу - “принеси мне пожалуйста стул” - вы с вероятностью 100% можете быть уверены, что он поймет о чем вы его просите и, вероятно, он принесет вам именно стул (если у него будет доступ к свободному стулу и мотивация вам помочь), то с “экономикой” дела чуть запутанней, туманней
Начнем с того, что “экономику” нельзя принести как “стул”
Итак - у нас с вами родилось первое экономическое знание - фраза “принеси мне экономику” - не имеет смысла (следовательно - не стоит произносить ее в реальной жизни)
Разобрались с мелкой частностью - теперь давайте разберемся с “экономикой” в целом
Когда я сталкиваюсь с непонятным мне понятием - я ввожу его в поисковике и читаю определения понятия
Чтение и поптыка разобраться в различных толкованиях и определениях понятия “экономика” в интернете (и не только) с вероятностью 99% навеет тоску даже на самого мотивированного к просвещению человека
А где тоска - там сразу пропадает мотивация к обучению и саморазвитию
Кроме того - ознакомление с каждым длинным определением понятия “экономика” все больше и больше создает психологический и ментальный эффект, что речь идет о чем-то сложном - уровня квантовой физики, не меньше!
На самом же деле с “экономикой” все просто до безобразия!
Достаточно лишь задать один ключевой вопрос - “Экономика - это про что?”
И ответ будет предельно простым
“Экономика” - это про деятельность
Чуть более развернутый вариант
“Экономика” - это про работу человека в обществе (социуме)
Все вокруг есть экономика)))
Не верите?
Вы помыли грязную тарелку дома - это экономика! Вы создали новую чистую тарелку (удалили грязь) + потребили немножечко воды (горячей и холодной), израсходовали чуть-чуть моющего средства (вы же с ним моете?) и также уменьшили ресурс губки для мытья
Совершили одну поездку на автобусе - это экономика! Автобусная организация оказала вам услугу по перевозке вашего тела из точки А в точку Б, а вы заплатили за проезд (ваши расходы и выручка автобусной организации)
Что так все просто? Воскликнете вы… или же - фу какая неинтересная нудятина
Хорошо - давайте рассмотрим более сложный пример - питание в школьной столовой :)
Сперва рассмотрим с позиции деятельности/работы, а потом рассмотрим и с позиции денег (все же говорят “экономика” - подразумевают “деньги”?)
#;Деятельность/труд;Кто делает;Результат
1;Составить меню;Школьный шеф-повар :);меню
2;Купить продукты;Закупщик;оплаченные продукты
3;Привезти продукты;Водитель;продукты в школе
4;Разделать продукты;Повара;заготовки
5;Приготовить еду;Повара;еда
6;Раздать еду;Сотрудники;еда на столе
7;Поглотить еду;Школьники;еда в животе
8;Обеспечить чистоту в столовой;Сотрудники;чисто
9;Помыть посуду;Сотрудники;чистая посуда
10;Отчитаться о потраченных деньгах;Бухгалтер;все честно
В приведенной табличке все же слова знакомы?
Ничего сложного
Данная табличка - это пример умственного труда экономиста (заметьте - труда/деятельности)
Если вы хотите разобраться в экономике - просто начинайте мыслить в терминах/категориях деятельности/труда и результата
Жизнь — как вождение велосипеда
Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться
Какой-то умный дядька
А теперь - давайте введем в наш пример со школьным питанием деньги! Какая же “экономика и без денег”?
Забиваем в поисковике “школа расходы на питание” и изучаем различные результаты
Мне приглянулся следующий - про расходы на питание в школах Петербурга в 2023 году
Имеем следующую фактуру:
Бюджет оплатит питание 240 тыс. петербургских детей (так называемые льготники)
На оплату питания будет потрачено 9 млрд. рублей (как вам такие цифры? Экономика? Экономика!)
При этом, имея данные цифры на руках, мы можем выполнить простейшую, я бы даже сказал - примитивную экономическую операцию - вычислить сколько будет потрачено на питание одного школьника в Петербурге за год
Делим “деньги на школьников (x/y)” - получаем “средний бюджет питания льготного школьника на учебный год” - 37.500 рублей
Углубляясь в конкретику дальше - мы можем посчитать среднюю стоимость одного обеда (в школе же обедают?) для одного школьника
Экономика - это просто и доступно!
Надо лишь иметь мотивацию и интерес… и чуть-чуть уметь считать :)))
p.s. Про “блага”
Один из школьников дал обратную связь на данную заметку, которая заключалась в том, что экономика - это в том числе и про “создание благ”
По этому поводу скажу пару моментов
Первое
Чем короче, чем за счет меньшего количества слов (понятий) вы можете объяснить (себе самому в первую очередь) про какое-либо явление в жизни - тем яснее вы в этом явлении разбираетесь
Чего там “краткость” сестра?
Экономика - это про деятельность (труд)
У труда есть результат (зачастую)
Результат (общественно значимый) без деятельности не возникнет
Труд - первичен
Результат - вторичен (по отношению к труду)
Примеры результатов из заметки:
Чистая посуда в доме
Перевезенные пассажиры на автобусе
Сытые и здоровые школьники
Еще раз - данные результаты были достигнуты за счет деятельности (труда)
Но… :)
Если мы сменим точку зрения - с точки зрения общества - первичен результат :)))
Вася усердно учился, но набрал на ЕГЭ 230 баллов
Петя - не учился, но волею судеб ему повезло и он набрал на ЕГЭ 295 баллов
Компания А активно инвестирует в перспективные IT-технологии, но пока ее выручка составляет лишь 5 миллионов рублей в год
Компания Б занимается обманом населения за счет построения финансовой пирамиды и ее выручка составляет 500 миллионов рублей в год
Это называется диалектика)))
Второе
Про “блага”
Начиная с 2000 года я ни разу не слышал, чтобы кто-либо использовал слово “благо” в реальной жизни, в реальной экономике
Давай проведем тест уровне здравого смысла
Представьте речь министра экономического развития России:
В этом году экономика страны произвела благ на 5% больше
Или
Нефтяная промышленность страны производит больше благ по отношению к отрасли грузоперевозок
Теперь “опустимся” на уровень конкретного предприятия
Отчет директора завода перед трудовым коллективом завода и его акционерами:
Товарищи! В этом году наш завод установил рекорд по объему производства благ! Ура!!!
Что вместо “благ”?
В экономике производится и потребляется две сущности:
товар (он же - продукт, продукция)
услуга
ВСЕ! Третьего не дано!
При этом “товар” и “услугу” объединяет следующее свойство - они должна обладать ценностью для потребителя, но про это будет уже в другой заметке