аналитическая записка

Экономика франшизы “Звёздные Войны”

Франшиза “Звёздные войны” – это интеллектуальная собственность, состоящая из всех элементов киновселенной, таких как персонажи, фильмы, книги, саундтреки
  • Журавлев Дмитрий
    Аналитик Лаборатории экономики и бизнеса
    автор материала

Франшиза “Звёздные войны” – это интеллектуальная собственность, состоящая из всех элементов киновселенной, таких как персонажи, фильмы, книги, саундтреки и др. А также из права пользования бизнесом (его отдельными частями) – то есть товарный знак, под которым, например, выпускается официальная продукция по “Звёздным войнам”, лицензия на показ фильмов в онлайн-кинотеатрах и ТВ-каналах и т. д.

Франшизе “Звёздные Войны” уже почти 50 лет (если точнее - 47), но она всё ещё находится в медиапространстве, по “Звёздным Войнам” выпускаются сериалы, книги, огромное разнообразие официальной продукции (мерча) и планируются новые фильмы. Мне, как фанату “Звёздных Войн” как киновселенной, стало интересно рассмотреть её как франшизу и узнать секрет её успеха.


K-POP как бизнес
Цель работы: Исследование экономики франшизы “Звёздные войны”

Задачи:

  1. Проанализировать основные проекты - фильмы, узнать про их сборы, аудиторию и др.
  2. Узнать про другие доходы владельцев франшизы, такие как официальная продукция, книги и т. д.
  3. Проанализировать доходы ТВ-сериалов, сериалов на стриминговых сервисах, мультсериалов и других спин-оффов по киновселенной
  4. Выяснить, какое культурное влияние оказали “Звёздные Войны” на мир, почему проекты по киновселенной такие популярные и чему учат фильмы “Звёздные Войны”
История выхода фильмов
Звездные войны: новая надежда - 1977
Империя наносит ответный удар - 1980
Возвращение Джедая - 1983
Скрытая угроза - 1999
Атака клонов - 2002
Месть ситхов - 2005
Пробуждение силы - 2015
Последние Джедаи - 2017
Скайуокер. Восход
Проанализировав данные по сборам фильмов и их отзывам, я выяснил, что больше всего с учётом инфляции собрали фильмы первой трилогии, получив хорошие отзывы и первые фильмы второй и третьей трилогии.

Фильмы второй трилогии “приквелов”, кроме первого получили хорошие отзывы, чего нельзя сказать о втором и третьем фильмах третьей трилогии “сиквелов”, получивших много “хейта” (негативных отзывов)

Официальная продукция по франшизе “Звёздные войны”:


Из доступных источников, я смог выяснить, что продажи продукции, связанной
с франшизой, составляли более 80% доходов на 2015 год (перед выходом 7 эпизода саги). Большинство экспертов считают, что такой расклад на сегодняшний момент почти не изменился (за исключением нескольких категорий доходов)

Практически половину всех доходов от франшизы составили игрушки, принесшие владельцам франшизы 12 млрд долларов из всех 27. Основные компании по производству игрушек – Hasbro, Kenner, Lego и другие. Сборы фильмов составили 4,27 млрд долларов, доходы от продаж DVD – 3,775 млрд, видеоигр – 2,9 млрд, книг – 1,82 млрд долларов, другие доходы составили 1,8 млрд долларов (основные компоненты категории другое – лицензирование показов проектов на ТВ-каналах и мерч – одежда, кружки и другие самые вещи с символикой франшизы).

Спин-офф проекты по киновселенной “Звёздные войны”:

Тут сразу следует сказать, что спин-офф – художественное произведение (книга, фильм, сериал, компьютерная или настольная игра, комикс), являющееся дополнением (ответвлением) к существующему произведению и использующее популярность и коммерческий успех используя элементов произведения игравших в нём, чаще всего, второстепенную роль.

Рассматривать я буду только спин-оффы, которые зрители могли увидеть на экранах кинотеатров, телевизоров или других устройств (сериалы, мультсериалы, мультфильмы и фильмы – спин-оффы). Два мультсериала (“Повстанцы” и “Войны клонов”) выходили на ТВ, практически все остальные анимационные сериалы выходили и выходят на платформе Disney +, как и все, так называемые, игровые сериалы, коих выпущено было уже 5

Посчитать доходы от этих проектов не представляется возможным, в отличии от двух фильмов – спин-оффов, один из которых (“Соло”) собрал в прокате очень мало (даже с учётом инфляции), а другой (“Изгой-один”) собрал достаточно большую сумму, однако больше подобных фильмов не выпускали в прокат.
В целом, отзывы по сериалам и другим спин-оффам в среднем хорошие, около 7,5/10.

Культурное влияние “Звёздных Войн”:

Когда мы говорим об одной из самых успешных кинофраншиз в мире невозможно не упомянуть о влиянии, которое оказала эта франшиза, и хотя бы попытаться понять, почему кинофраншиза так успешна.

Культурное влияние

Огромный успех фильмов по Звёздным войнам не мог не отразиться на мировой культуре. Пародии и упоминания “Звёздных войн” бесчисленны, киновселенная имеет огромное количество зрителей и фанатов. Вряд ли можно встретить человека, который не смотрел или хотя бы не знал бы о “Звездных войнах”. Фильмы саги навсегда внесли вклад, а то и кардинально перевернули представление о фильмах, и о том, как их можно снимать.

“Формула успеха” Звездных войн

Трилогии саги “Звёздные войны” выходили с перерывом в 10-20 лет, но при этом всегда привлекали как новую, в основном детскую и молодёжную аудиторию, так и старых зрителей и фанатов, как правило, на поколение старше. Кроме того, у разных людей фильмы саги могут вызвать разные эмоции и впечатления, таким образом аудитория зрителей сильно расширяется. Комедийные линии персонажей, философские элементы в фильмах, политические аспекты и много экшена (активных действий) – всё это (и не только) создаёт киновселенную, за которой интересно наблюдать и в которой скрыт огромный потенциал для продолжений и спин-оффов

Также, у проектов по киновселенной почти всегда был инновационный маркетинг, например, игрушки, плакаты и другая лицензионная продукция выходила до премьеры, подогревая интерес к выходящему проекту (особенно фильму или сериалу)


Звёздные войны говорят зрителям о том, что нужно работать в команде, не сворачивать с пути до конца, не сдаваться и никогда не переставать верить в добро.

Вывод исследования:

Владельцам франшизы “Звёздные войны” удалось создать востребованный качественный продукт, в основе которого лежат общечеловеческие ценности и который смог оказать большое влияние на мировую культуру, создав вокруг себя базу преданных фанатов и привлекая новых зрителей, что позволило франшизе оставаться актуальной и прибыльной на протяжении полувека

Эффективная бизнес-модель франшизы до сих пор приносит плоды: “Звёздные войны” считаются одной из самых прибыльных кинофраншиз в мире. Практически половину доходов владельцам франшизы принесли игрушки под товарным знаком. Также существенный вклад в общую выручку от франшизы внесли сборы фильмов в прокате и продажи DVD дисков.