Контекст - решаем задачу обучения подрастающего поколения (да и сформировавшегося тоже) экономике
Ключевой элемент процесса обучения - решение задач обучаемыми
В задачниках по экономике, начиная с 8 класса школы, существенную часть занимают задачи на вычисление максимальной прибыли какого-либо предприятия
Как показывает мой субъективный опыт - такая трансляция нарратива “экономика-прибыль” формирует и закрепляет в сознании (а возможно и подсознании) обучаемого примерно следующий тезис “говорим экономика - подразумеваем прибыль”
Это не очень хорошая ситуация, честно говоря, для процесса и содержания обучения
Отбросим в сторону моральные критерии про жадность и кровавый капитализм. Предлагаю спокойно разобраться в базовой экономической логике в духе “курица-яйцо”
Итак - прибыль это экономический, а если еще более конкретно - финансовый термин
Прибыль принято выражать в деньгах (хотя никто не запрещает выражать ее и в натуральном выражении)
Прибыль
вычисляется как разница между
доходами и
расходами организации за определенный промежуток времени
Чтобы развеять таинственность и добавить наглядности - под организацией можно пониматься одного отдельно взятого человека
Гражданин А за месяц заработал 100 рублей, а его расходы за этот же месяц составили 20 рублей. Прибыль гражданина А - 80 рублей
Меняем гражданина А на организацию Б, увеличиваем цифры с доходами и расходами на тысячу/миллион/миллиард - получаем ровно тот же логический исход экономической деятельности организации Б
Ничего сложного
А теперь обратимся к важного смысловому, логическому и лингвистическому нюансу
Прибыль -
вычисляетсяДоход -
получаетсяВажно:
доход,
выручка,
оборот - это все синонимы
Помимо того, что мы добавили к “прибыли” контекст “доходов” и “расходов” - важно еще добавить к “экономике” контекст “чего-либо”
Экономика - она всегда экономика чего-либо (или кого-либо). В нашем примере у нас есть экономика гражданина А и экономика организации Б
Ведя свою деятельности за определенный период времени, как гражданин А, так и организация Б добиваются следующих экономических результатов:
- получают доход
- несут расходы
- а на выходе - вычисляют свою прибыль
Въедливый читатель может возразить, что про прибыль также говорят, что ее “получают”: например “компания Б получила Х прибыли в 2023 году”
Да - так говорят
Но для целей внесения в наше экономическое сознание ясности таки важно понимать и осознавать, что прибыль - это во многом более оторванный от реальной деятельности показатель нежели доходы
Любой финансист вам может подтвердить, что прибыль - можно “нарисовать” (в основном - манипулируя цифрами расходов)
Еще раз повторим, что прибыль - это число, равное разнице между доходами и расходами организации за определенный период
Прибыль -
вычисляетсяПрибыль -
вычисляется на основе полученных доходовДоходы, хоть и тоже выражаются в деньгах (как правило), но при этом они - получаются
Встает закономерный вопрос - а от кого получает доход организация (ну или человек)
И вполне очевидный ответ для любого ученика начальной школы - доход получается
от продажи товаров и(или)
услуг клиентам организации
Зафиксируем
две важных сущности в экономике: товары и услуги. От них получают доход в экономике. Третьего - не дано. Это важно зафиксировать!
Здесь напрашивается какая-нибудь наглядная схема, иллюстрирующая как организация продает товар клиенту и получает за это деньги. Но, как представляется, поскольку мы все в этой жизни уже успели что-нибудь купить (а может даже и продать) - то по прочтению изложенного образ у каждого в голове должен хоть какой-то, да сложиться)
Добьем эту часть следующей очевидной мыслью:
без дохода - не будет прибыли (если будешь что-то вычитать из нуля, то больше нуля ты точно не получишь)
Очевидно?
Очевидно!
Вспомним - на что нацелена основная масса обучающих задачек по экономике? Точно - на поиск максимальной прибыли
На работу со следствием
А как на счет про обучение на работу с причинами?
С поиском ответов на вопросы:
1. Кто наш клиент?
2. Какие у него потребности?
3. Какой товар или услуга поможет удовлетворить его потребности?
4. Как создать данный товар/услугу?
5. Как донести до клиента информацию о вашем товаре/услуге?
6. Какими свойствами должен обладать ваш товар/услуга?
7. Какие у вас есть конкуренты и в чем конкурентное отличие вашего товара/услуги?
8. Как сделать так, чтобы клиент смог “добраться” до вашего товара/услуги?
9. Как монетизировать вашу деятельность (получить тот самый доход?)
Вроде как жизненные вопросы
Но на школьных олимпиадах по экономике побеждают те, кто умеет решать -
рассчитывать уравнения по максимизации прибыли…
…а
создавать и продавать - они умеют? :)