Как школьнику учиться предпринимательству?

Аналитическая записка
  • Координатор Лаборатории экономики и бизнеса
    Управляющий Партнер NL!A
    автор материала

Поступил интересный запрос от коллег из “Движение Первых” - про обучение школьников предпринимательству

Раз запрос есть - будем разбираться

Напишу ка я в формате прямого обращения к школьнику, который хоть мало-мальски решил погрузиться в тему предпринимательства

Итак, дорогой друг, давай разбираться с предпринимательством и твоими интересом начать его

Тема, на самом деле - предельно простая

Предприниматель - это тот человек, который “предпринимает” - прикладывает определенные усилия для создания чего-либо ценного для другого человека

Все просто, согласись :)

Далее оооооочень важно уничтожить стереотипную ментальную ассоциацию в твоей башке - говорим предпринимательство - подразумеваем бабки (иногда их еще называют деньгами)

Деньги мы не отрицаем. Деньги будут. Но деньги будут только после того как ты начнешь создавать ценность для других людей

Без созданной ценности - не будет денег

Что такое ценность?

Посмотри на свое поведение как потребителя - каждый день ты потребляешь всякие разнообразные товары и услуги. Что-то ты покупаешь сам, что-то родители, чем-то угощают товарищи

Тема ценности предельно проста - если ты потребляешь товар или услугу, то он или она - представляют для тебя ценность

  • Еда - вкусная, делает нас сытыми и дает энергию
  • Лекарства - позволяют починить наше здоровье
  • Автобус - доставляет в нужную локацию
  • Тик-ток - позволяет убить время и получить эмоции

Все мы потребители в такой штуке - как экономика

Экономика - это сделки, процессы и ресурсы

Давай раскручивать логику предпринимателя от денег

Деньги мы получаем от сделки, в которой мы продаем товар или услугу (третьей сущности в экономике нет)

Чтобы оказать услугу или произвести товар для сделки - нам нужны ресурсы

Банальный пример: ты оказываешь услугу - переводишь бабушек через дорогу. Даже для такой простенькой предпринимательской деятельности тебе нужны ресурсы:
  • время
  • здоровье
  • одежда
  • дорога
  • доверие бабушек к тебе, в конце концов

Ресурсы бывают материальные (можно потрогать) и нематериальные (время, здоровье, знания, отношения и пр.)

Не будет лишним повториться, что сделка возможна лишь тогда, когда у вас покупают товар или услугу, который(ая) представляет ценность для покупателя (клиента)

Итак - предприниматель создает ценность в экономике и за это ему достаётся награда - деньги. Деньги он получает в рамках сделок, а чтобы сделка состоялась - ему нужны ресурсы, которые он задействует в рамках процесса своей предпринимательской деятельности

Сделки, процессы, ресурсы - ничего сложного

Возможно, ключевое слово из трех указанных это слово - процесс

По сути предпринимательство - это и есть процесс - процесс предпринимания

Ты можешь прочитать миллион книжек про успешный успех, посмотреть триллион видосов про секреты успеха миллионеров, но если ты не будешь ничего делать (создавать ценность для других), то предприниматель из тебя - никакой

И тут я не то что провоцирую тебя на поступки из серии “срочно все бросить и бежать переводить бабушек через дорогу”. Я хочу чтобы у тебя в голове зафиксировался акцент на мысли, что предприниматель создает ценность для других людей

Бабки задвигаем на второй план и начинаем прокачивать предпринимательское мышление - клиент/заказчик готов платить тебе за ценность, которую ты можешь создать для него

Идем дальше - введем понятие потребности клиента, с которой связана наша абстрактная ценность

Тут все опять же просто

Представь картину - ты волочишь бабушку через дорогу, а у нее не было такой потребности - ну не хотела она переходить дорогу

Без существующей и выявленной потребности - невозможно создать ценность для клиента/заказчика (предлагаемая тобой ценность не найдет отклика у другой стороны сделки)

В нашем контексте синонимом слова “потребность” разумно считать слово “проблема” (модно еще использовать слово “боль”)

Зачастую большинство людей и организаций не осознают своих потребностей, как следствие - не могут их озвучить (хотя эти потребности объективно существуют/имеются в наличии)

Что из этого следует? Если человек не осознает потребности - с ним невозможно вести диалог по ее удовлетворению (диалог про потенциальную сделку)

В этом контексте можно посмотреть на предпринимательскую деятельности, как на деятельность детектива/следователя. И тот и тот - пытаются установить истину - выявить своего “клиента” и его скрытые мотивы :)

Больше шансов на “сделку” возникает при построении диалога с потенциальным клиентом через призму его “проблем” (которые ты так или иначе хочешь ему решить/устранить)

Тут мы подходим к таким важным навыкам - умение мыслить, видеть суть вещей, способность формулировать мысли и владение таким важным ресурсом как - словарный запас

Посмотри любую рекламу:

  • Засор в раковине на кухне? Наше супер-турбо средство все устранит
  • Наш чудо майонез из куриц счастливых яиц - привнесет радость в вашу семью
  • Мучает боль в спине? Брум-брум-профен - и вы снова наслаждаетесь жизнью!

Тут я апеллирую к проблемам на кухне, в семье и к радости от жизни

Важно: смотри на приведенный пример с рекламой шире - по сути мы каждый день взаимодействуем с нашими потенциальными клиентами, у которых есть те или иные проблемы. Даже в обычном бытовом разговоре твой собеседник может озвучивать ряд проблем (скучно, холодно, его не понимают, сложное задание в школе и т.п.)

И тут я подвожу к мысли, что предпринимательством можно начать заниматься уже на школьном этапе жизни. Нет никакого среднего или высшего предпринимательского образования. Не существует аттестатов и дипломов по предпринимательству (и даже если бы они были - они были бы предельно бессмысленными в силу озвученных выше мыслей)

Повторю еще раз - важно избавиться от стереотипного образа “предприниматель - это про купил-продал-наварился”

Предприниматель - это про создание ценности

Уровень абстракции “создание ценности” - может вызвать уныние в том плане, что это нифига не конкретная инструкция про успешный успех и быстрые деньги. Но посмотри на нашу жизнь - она офигеть как разнообразна, состоит из кучи разных людей с бесконечным диапазоном потребностей (помочь удовлетворить некоторые из них ты мечтаешь :)

Вернемся к деловому языку и назовем “кучу разных людей” - целевой аудиторией

Вспоминаем про навыки мышления, видеть суть и про твой словарный запас

Если ты собрался “предпринимательствовать”, то крайне полезно будет выполнить следующие мыслительные и логические операции:
  1. Описать свою целевую аудиторию
  2. Описать проблему/боль своей целевой аудитории
  3. Описать свое решение для целевой аудитории

Про бабки пока не написал, потерпи - чуть позже будет :)

Основной вызов в экономике для предпринимателя - найти и понять своего клиента/заказчика и суметь создать для него ценность

Чтобы найти клиента - нужно его искать

Чтобы понять клиента и его потребность - нужно мыслить/анализировать информацию

Чтобы создать ценность - нужно работать, организовывая работу на базе имеющихся ресурсов

Если ресурсов не хватает (а такое бывает часто) - нужно их добывать

Наверное - мое предпринимательство началось в 17 лет. Будучи студентом первого курса ЭФ НГУ я стал участвовать деятельности клуба “Максимин” - мы каждый год организовывали капустники (юмористические концерты) для аудитории в 1000 человек

Собственно нашими клиентами были - студенты и преподаватели НГУ, а также жители новосибирского Академгородка

Потребность целевой аудитории - приятно провести время и зарядиться положительными эмоциями от нашего “искрометного юмора”)))

Ресурсы:
  • наши мозги-придумыватели шуток
  • крохотная комнатка в общаге для ежедневных сборов
  • бумага, ручки, комп
  • зал Дома Ученых Академгородка
  • благодарная аудитория

Сейчас - одно из моих предпринимательских направлений деятельности - это обучение и развитие школьников в области экономики и бизнеса (потому и пишу данную аналитическую записку тебе)

И тут мы подходим к теме бабок (которые - деньги)

Я три года активно и системно занимаюсь этой предпринимательской деятельностью - нашел свою целевую аудиторию и смог создать востребованный продукт, который целевая аудитория потребляет, который позволяет ей развиваться

При этом за три года своей деятельности я заработал … ноль рублей :)

Если ты в этом месте начнешь переживать за меня, что я и моя семья голодает - переживать не стоит - я занимаюсь еще и другой предпринимательской деятельностью, которая приносит мне доход

Но вернемся к бабкам и моему примеру с обучением школьников экономике

В экономике и бизнесе есть такой важный термин - монетизация

Монетизация - это способ извлечения денег за те ценности, что ты создал для своей целевой аудитории

Думаю, ты сталкивался с таким термином на примере видео-контента и его монетизации (факт из жизни: youtube отключил монетизацию для блогеров)

Пример с видеоблогерами весьма наглядный:
  1. Ценность они создают для своих зрителей/подписчиков (смотрят они бесплатно)
  2. Деньги они получают от рекламодателей (монетизация на рекламе)

Повторю мысль еще раз - ценность можно создавать для одной целевой аудитории (и она будет для нее бесплатна), а деньги за эту созданную ценность можно получать/добывать из других источников

И подвожу к финальной мысли данной записки - наше любимое Государство очень сильно поддерживает молодежные инициативы в области предпринимательства

Поддерживает как не материально, так и деньгами

Деньги выделяются, как правило - в форме грантов

Например, только один государственный институт - “Фонд содействия инновациям” в 2023 году 1.500 студентам РФ грант в размере 1.000.000 рублей (каждому!). В 2024 году заявляют, что количество молодых россиян, получивших по одному миллиону рублей составит уже 2.000 человек

Существуют и другие государственные институты и организации, готовые и желающие поддерживать молодежное предпринимательство - “Движение первых”, “Росмолодежь” и много других (надо изучать - было бы желание)

Резюме

  • Предпринимательству нельзя научить, но можно научиться
  • Чтобы начать заниматься предпринимательством - не нужен школьный аттестат и (или) диплом
  • Предприниматель - создает ценности для своей целевой аудитории
  • Важно разделять в своей голове концепции “создания ценности” и “монетизации”
  • Наше Государство активно поддерживает молодежное предпринимательство - в т.ч. и деньгами
  • Но чтобы конструктивно взаимодействовать с Государством по этой тематике - нужно уметь мыслить и оформлять свои идеи в виде текстов, содержащих ровно те компоненты (целевая аудитория, потребность, ценность и пр.), о которых я писал выше

Как-то так :)

Будут вопросы, понадобятся дополнительные комментарии по теме - обращайся!

Удачи!

С уважением,

Дмитрий Марков