экономика для школьников

Основы экономики и бизнеса для школьников

Отчет о проведенном курсе в ноябре-декабре 2024 года
Задумка

За два года системной работы “Лаборатории экономики и бизнеса” у нас сформировался актив из мотивированных и уже компетентных школьников в области экономики (6 человек)

В рамках стратегической дискуссии по вопросам дальнейшего развития осенью 2024 года нами было принято решение провести бесплатный очный месячный курс для учеников 8-11 классов школ Новосибирска

По первоначальному замыслу мы планировали набрать группу из 20 мотивированных учеников и провести с ними 5 занятий в течение четырех недель. В качестве площадки для проведения курса свое пространство любезно согласилась предоставить “Точка кипения - Новосибирск” (находятся в Технопарке академгородка)

Но реальность превзошла наши ожидания: в течение недели мы получили более 120 заявок от учеников различных школ Новосибирска, Бердска и Кольцово

Первоначальный замысел с обучением группы в 20 человек нам пришлось срочно скорректировать. На берегу мы оценили, что из 120 человек, оставивших заявки, физически до нас скорей всего дойдут около 60 человек

Шестьдесят человек - все равно немало, но - уже и подъемное количество участников. Мы оценили, что разделив их на 3 группы по 20 человек мы вполне организационно сможем справиться с таким объемом (что у нас в итоге и получилось!)

Наш курс стартовал во вторник 19 ноября в НГУ и завершился 17 декабря 2024 года презентацией результатов командных исследовательских проектов по экономике в “Точке кипения - Новосибирск”

Архитектура курса выглядела следующим образом: два общих “занятия” для всех участников курсов в начале и в конце; плюс три семинара у трех групп в течение трех недель. При этом в качестве семинаристов должны были выступать школьники - участники Лаборатории экономики и бизнеса (с этим они справились на ура!)

Экономическая капусель

Самое волнительное и интригующее событие в рамках курса - была первая встреча-занятие. Мы не понимали сколько участников придет; плюс у нас не было опыта проведения экономических занятий с аудиторией такого масштаба от слова совсем

По результатам мозгового штурма мы решили на первой встрече провести некую командную экономическую викторину с игровой механикой “математической карусели”. Ключевая активность - в рамках викторины команды должны отвечать на вопросы, зарабатывая тем самым баллы. У кого больше баллов - тот и победил

Если коротко, то все ученики делятся по командам, а каждой команде выделяется два стола - А и Б. Изначально вся команда сидит за столом А. Как только стол А дает правильный ответ на заданный вопрос - один игрок из команды перемещается за стол Б. Правильные ответы за столом Б приносят очки команде. При неправильном ответе за столом Б - один игрок возвращается за стол А. В общем - в теории интересная механика и нам предстояло воплотить ее в реальности

Кстати: из-за опечатки у нас получилась не карусель, а - капусель (в итоге решили так и оставить)

Для начала нам предстояло понять оценку потенциального количества возможных команд
Мы рассуждали следующим образом: из 120 заявок к нам в итоге придет 60-70 человек (в итоге пришло - 65), из которых мы сформируем 13 команд

Количество команд надо было обязательно определить на берегу, потому что для каждой из команд подготавливается пачка вопросов по экономике. Если точнее, то - две пачки (для стола А и стола Б)

Когда зашла речь про количество вопросов, то с легкой руки одной участницы Лаборатории было решено, что “нам хватит и 100 вопросов” на одну команду (40 для стола А и 60 для Б). Умножив данную сотню на количество команд у нас вышло, что нам нужно будет физически организовать 1.300 бумажек с вопросами, которые мы будем выдавать 13 командам в рамках капусели

Красивая абстрактная задумка про экономическую карусель начинала обрастать конкретикой деталей. Если коротко, то у нас вырисовывалась такая веселая ситуация:
  • у нас будет толпа из 70 школьников
  • которые будут поделены на 13 команд
  • которые рассажены и еще и перемещаться между 26 столами
  • у нас на руках будет 1.300 вопросов, которые мы в строгой очередности должны выдавать каждому из 26 столов (вначале и в конце ряд столов был без школьников)
  • должен быть организован процесс оперативной проверки ответа команды на вопрос с последующим начислением баллов команде
Всю эту движуху мы планировали организовать силами 6 участников нашей Лаборатории (по 2 команды на каждого; одному - три)

Что из этого вышло - хорошо отражает данное слайд-шоу из фотографий с капусели))

Экономика для школьников
100 пачек по 13 вопросов
Экономика для школьников
13 линеек для 13 команд
Техническая подготовка капусели:
  1. подготовили 100 вопросов (у нас в Лаборатории большой банк вопросов)
  2. нарезали 1.300 бумажек с вопросами (8 человеко часов) и в строгом порядке разложили по их 26 стопкам (26 столов)
  3. Купили 13 деревянных линеек (13 команд) и канцелярских зажимов, к которым прицепили по две пачки вопросов (стол А и стол Б)
  4. создали “плюсник” в гугл-таблицах для внесения и отображения баллов
Отдельный челлендж был - забежать в большую аудитории и за 15 минут провести рекогносцировку на местности - расставить 26 табличек для 26 столов и при этом направлять трафик школьников за столы с буквами А и распределять их по командам

В итоге все прошло достаточно драйвово и ключевое - без различных технических косяков с нашей стороны (хвалим себя за качественное планирование и прогнозирование нашей социальной движухи)

Как показал опыт - бегать между четырьмя столами - это вполне допустимая нагрузка на преподавателя. Перемещаться же между шестью столами - уже тяжеловато)

Кстати, ряд организаторов с нашей стороны под конец забил на правило “выселять на стол А за неправильный ответ” и сосредоточились на очном взаимодействии со школьниками за столам и Б

По содержанию капусель получился весьма интересной: такой формат с экспресс-задачками позволил быстро установить контакт со школьниками, которых мы видели первый раз в жизни)
В капусели 19 ноября приняло участие 65 школьников - через месяц 17 декабря на защите итоговых работ у нас выступали 55 школьников, участников нашего курса

Экономика для школьников
Экономика для школьников
Экономика для школьников
Экономика для школьников
Экономика для школьников
Экономика для школьников
Экономика для школьников
Экономика для школьников
Экономика для школьников
Экономика для школьников
Экономика для школьников
Экономика для школьников
Семинары

Последующие три недели после стартовой капусели школьники работали в трех семинарских группах. В первой группе обучались ученики 8-9 классов, две другие семинарские группы состояли в основном из учеников 10-11 классов (с незначительной примесью 9 классников)

У всех групп семинаристами работали ученики - участники Лаборатории экономики и бизнеса

На семинарах ученики совместно с семинаристами погружались в экономику за счет решения практических логических и финансовых задач. План и содержание семинаров был один для всех групп
Экономика для школьников
Презентация итоговых проектов

В течение обучения на курсе ученикам было объявлено, что в качестве зачетного задания им нужно выполнить командную проектную работу с анализом экономики какой-либо компании или страны и выступить с ее презентацией 17 декабря в “Точке кипения - Новосибирск”

Механика формирования команд была следующая:
  1. Из учеников курса выявляются лидеры, желающие проанализировать интересующую их компанию или страну
  2. Остальным ученикам предлагается присоединиться к одному из проектов
В итоге были сформированы 12 команд, которые презентовали результаты своих проектных работ в “Точке кипения - Новосибирск”

В качестве объектов для анализа экономики в своих проектах школьники выбрали следующие компании или страны:
  1. IKEA
  2. S7
  3. Т-банк
  4. РЖД
  5. Apple
  6. Rolls Royce
  7. NBA
  8. Wildberries
  9. Сбер
  10. Whoosh
  11. Таиланд
  12. Мальта
Презентации проектных работ доступны по ссылке

В составе квалификационной комиссии работали представители крупнейших российских компаний и общественных организацией: Сбер, Б-1, Движение первых

Также все участники финального мероприятия были рады видеть в составе комиссии Президента ЭФ НГУ – Гагика Мкртычевича Мкртчяна

Все участники квалификационной комиссии отметили высокий уровень итоговых презентаций, а также пожелали школьникам не терять мотивацию к развитию в области экономики

Один из выпускников ЭФ НГУ - Александр Кычаков от лица жилого комплекса “Спектр” вручил всем ученикам набор из трех книг, отражающих три различных способа познания мира: научный, религиозные и художественный

Презентация проектных работ длилась 3 часа, но в конце у большинства еще остались силы и энергия для финальной фотосессии

Это был очень незабываемый опыт, как для участников курса, так и для команды Лаборатории экономики и бизнеса!

По сути: данный курс стал первым публичным проектом Лаборатории экономики и бизнеса за 2,5 года ее работы

Новость на сайте НГУ об успешном завершении курса
Экономика для школьников